ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
ПОКУПКИ: 0 СУММА:0
Эксперт в мире современных технологий
КАК КУПИТЬ ОПЛАТА И ДОСТАВКА ГАРАНТИЯ И СЕРВИС ПОКУПКА В КРЕДИТ КОНТАКТЫ О КОМПАНИИ КАРТА САЙТА
СЛУЖБА ЗАКАЗА (044) 492-1551
ПОИСК:
   
КАТАЛОГ ТОВАРОВ:
Авто
 
Инструменты
 
Ноутбуки
 
Прицелы и оптика
 
Садово-огородная техника
 
Строительное оборудование
 
Туристическое снаряжение
 
Электрооборудование
 
Apple-store
 

Что нужно знать при выборе культиватора или мотоблока

 

,
Выбираем культиватор или мотоблок.


Мотоблоки и мотокультиваторы давно стали незаменимыми помощниками при выполнении сельскохозяйственных работ на приусадебном участке. Они служат для предпосевной обработки почвы — рыхления поверхностного слоя без переворачивания пласта (культивации) или вспашки, размельчения глыб после вспашки, уничтожения сорняков, выравнивания поверхности, рыхления грунтовой корки, равномерного перемешивания с почвой вносимых удобрений. Следует отметить, что культиваторы используют не только дачники, фермеры, например, применяют их для обработки между-рядий и приствольных участков в садах и виноградниках Встречается такая техника и у коммунальщиков.
ИСТОРИЯ МЕХАНИЗИРОВАННОГО ЗЕМЛЕПАШЕСТВА
В «старосоветские» времена на вооружении садовода и огородника были только ручные инструменты. И это при государственном лозунге о механизации сельского хозяйства. Но механизация по-советски предусматривала только глобальные масштабы: самый мощный трактор, самый широкий плуг… На маленьком участке такой технике и развернуться негде. Вот и приходилось по старинке копать обычной лопатой. Правда, потом советская промышленность все же начала массовый выпуск мотоблоков и культиваторов, как правило, на оборонных заводах. Сейчас это, пожалуй, единственный тип садовой техники, которую до сих пор делают у нас в масштабах, сопоставимых с импортом.
Первые мотоблоки, по-видимому, произошли не от трактора с его с навесным плугом, а от классического конного плуга, за которым идет пахарь. Кстати, одно время была популярна такая конструкция: вместо лошади плуг цепляли за трос лебедки с электро- или бензозоприводом, установленной на краю поля. Разумеется, это было очень неудобно — после каждого прохода приходилось на своем горбу перетаскивать плуг обратно на противоположный конец поля, а лебедку сдвигать в сторону Так что наиболее логичным оказалось объединение в один блок плуга и мотора и оснащение его парой ведущих колес.
Но, к сожалению, такая конструкция не решает проблему работы в стесненных условиях, в том числе вокруг кустов и деревьев. Здесь нужен компактный, маневренный инструмент, способный качественно об-рабатывать почву не только при прямолинейном движении. Нечто похожее в «большой» сельхозтехнике уже было — культиватор с приводом фрез от вала отбора мощности двигателя трактора. При этом выяснилось, что ведущие колеса ему и не нужны, вращающиеся фрезы создают тягу, вполне достаточную для движения Так появился классический мотокультиватор. При необходимости фрезы снимают, а на их место ставят колеса и используют получившийся агрегат для буксировки плуга, бороны или прицепа.
WHO IS WHO, ИЛИ РАЗБЕРЕМСЯ ВТЕРМИНОЛОГИИ
Термины «мотокультиватор» и «мотоблок» нередко путают, а зря — машины хоть и близки по конструкции, но все-таки не идентичны. Основное отличие в том, что у первых культивация почвы является подчас единственной функцией. Мотоблоком называют универсальный агрегат, способный использовать специальные прицепные или навесные орудия. Обычно мотоблоки имеют два вала — на одном устанавливают ведущие колеса, на другом — рабочие органы. У мотокультиваторов колеса, как правило, можно установить только вместо фрез. Поэтому их иногда еще называют «осевыми мотоблоками». Впрочем, встречаются и так называемые самоходные мотокультиваторы, у которых не предусмотрено никаких других инструментов, кроме фрез, но имеются отдельный вал для колес и отдельный для фрез, причем они вращаются в противоположных направлениях. Встречное движение фрез предотвращает их выскакивание из слежавшейся земли, чем грешат обычные культиваторы. Кроме того, решается проблема «убегания» культиватора вперед, вызванная тем, что фрезы тянут его, стараясь разогнать до скорости собственного вращения.
КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТИВАТОРОВ
Культиваторы в зависимости от мощности и веса условно делят на четыре класса: сверхлегкие, легкие, средние и тяжелые. В зависимости от типа двигателя они бывают электрическими и бензиновыми.
СВЕРХЛЕГКИЕ МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются сверхлегкие мотокультиваторы весом до 15 кг и мощностью до 2 л.с, транспортировать которые по силам женщинам и пожилым людям благодаря съемным ручкам их можно перевозить в багажнике легкового автомобиля или даже в рюкзаке на общественном транспорте Часть моделей этой весовой категории оснащена электрическим двигателем, получающим энергию либо по кабелю, либо от аккумуляторов.
Глубина рыхления почвы у сверхлегких аппаратов не превышает 10 см. Малая ширина захвата, всего 20-30 см, делает эти «легковесы» очень мобильными и позволяет работать в узких междурядьях и труднодоступных местах, выполняя как рыхление, так и прополку. Бензиновые модели обычно оборудуют 2-тактными двигателями, не в последнюю очередь с целью снижения веса.
Сверхлегкие модели прекрасно подходят для обработки цветников, клумб, теплиц и других участков малой площади, и в этом заключается едва ли не главное их преимущество.
ЛЕГКИЕ МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ       Культиваторы среднего класса в интернет магазине   Lakmus.ua  AL-KO,  MTD  PUBERT
С мощностью двигателя от 2,5 до 4,5 л.с. и весом до 40 кг рыхлят почву на глубину 15-20 см. Ширина захвата у них обычно 40-50 см, поэтому и производительность в полто-ра-два раза выше, чем у сверхлегких. Такие культиваторы, укомплектованные окучником, можно достаточно эффективно использовать для нарезки борозд под посадку различных культур. Однако их скромный вес приводит к нежелательному эффекту: они «прыгают» при заглублении в грунт. Легкие мотокультиваторы оснащают как 2-тактными, так и 4-тактными двигателями. Последние при той же мощности заметно тяжелее, но имеют ряд преимуществ расходуют меньше топлива, бензин для них не надо смешивать с маслом, у них намного ниже вибрация и шум.
СРЕДНИЕ МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ
Оснащены двигателем мощностью 4-6 л.с. и весят 45-60 кг. Благодаря значительному весу они устойчивее легких, поэтому ими удобнее работать, прилагаешь меньше физических усилий. У них нетолько шире захват фрез (40-85 см), но и сами фрезы обычно большего диаметра Соответственно, увеличивается и глубина обработки — 25-28 см. Однако преимущество широкого захвата становится недостатком при работе в узких местах Такие машины обычно оснащены 4-тактными двигателями. Кроме передней передачи у них часто есть и задняя, что очень удобно при маневрировании на небольших участках. Мотокультиваторы среднего класса способны работать не только с окучником, но и с небольшим плугом Чтобы обеспечить нужное тяговое усилие для плуга или окучника, вместо фрез на вал редуктора устанавливают металлические колеса с грунтозацепами.
ТЯЖЕЛЫЕ МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ И МОТОБЛОКИ       Тяжелые мотоблоки Kipor   в интернет магазине   Lakmus.ua
К тяжелым относят мотокультиваторы и мотоблоки весом более 60 кг и мощностью свыше 6 л.с. Они оснащены 4-тактными двигателями и имеют несколько передач впе-ред и назад. На них можно навешивать дополнительное оборудование, например, плуг или окучник, а также букси-руемые тележки с грузом до 300 кг и больше. Такая техника подходит для обработки не только небольших дачных участков, но и огородов значительного размера. Чаще всего они предназначены для профессионального использования фермерами и работниками коммунальных служб.
ЭЛЕКТРОТЯПКИ
Особое место занимают появившиеся недавно миниатюрные устройства для рыхления, так называемые электротяпки. К мотокультиваторам их можно отнести лишь с большой натяжкой, скорее это отдельный, новый тип садовой техники. Даже внешне электротяпка больше похожа на триммер — длинная штанга с двумя рукоятками и двигателем внизу. Принцип ее действия тоже отличается от обычного культиватора с его вращающимися на горизонтальной оси фрезами. У электротяпки землю рыхлят штифты, колеблющиеся вокруг вертикальной оси.
Штифты закреплены на двух горизонтальных дисках, по три или четыре на каждом. С помощью кривошипного механизма непрерывно вращение от электродвигателя преобразуется в периодические повороты дисков на полоборота то в одну, то в другую сторону. Такой довольно сложный механизм имеет важные преимущества перед простым вращением. Во-первых, безопасность — если задеть работающим агрегатом даже по босой ноге, в худшем случае получишь пару ссадин и синяков. Ну а ботинок дает стопроцентную защиту. Во-вторых, земля не переворачивается, то есть плодородный слой сохраняет свою структуру. В-третьих, у электротяпки отсутствует поступательное движение, в то время как фрезы культиватора не только перемалывают почву, но и тянут вперед. В результате тяпку можно применять в узких промежутках между растениями не опасаясь, что она рванет вперед и повредит их Обратная сторона такой деликатности — низкая производительность. Если культиватор заменяет лопату или даже плуг, то тут нам предлагается замена маленькой тяпки, как и следует из названия. Хотя глубина обработки все же несколько больше — до 10 см, в то время как ручной тяпкой редко забираются глубже 5. Но главное преимущество перед одноименным ручным инструментом — избавление от необходимости нагибаться или ползать на корточках. Длинная регулируемая по высоте ручка позволяет работать стоя, с прямой спиной, что особенно оценят пожилые люди. Электротяпка осуществила прорыв в зону, доселе доступную только ручному инструменту, — на цветочные клумбы, грядки с клубникой и т. д. Подойдет она и для борьбы с сорняками. Конечно, она их не вытащит на поверхность, но, повредив корни, на некоторое время затормозит рост. Сил и времени на такую обработку уходит значительно меньше, чем на полноценную прополку. Так что проще через некоторое время повторить процедуру, чем бороться с сорняками традиционным способом.
ВЫБОР КУЛЬТИВАТОРА
Производительность той или иной модели культиватора (площадь обработанного участка за единицу времени) зависит от мощности двигателя, веса и ширины захвата рабочих органов. Чем мощнее модель, тем она дороже, поэтому нет смысла приобретать культиватор с большей производительностью, чем та, которую требуют размеры обрабатываемого участка. Соответственно, главное при выборе культиватора — правильно определить требуемые параметры. Выбор зависит не только от размера, но и от набора выращиваемых культур и операций, которые хозяин считает главными и самыми трудоемкими, так как ни один культиватор не дойдет сразу для всех видов работ.
Помимо размера участка важную роль играет его структура. Дачные участки, как правило, имеют пеструю» структуру, то есть разделены на множество небольших, по 1-2 сотки, зон различного назначения: сад, цветник, клумбы, газоны, ягодники, грядки под различные овощные культуры и т. д. В этом случае имеет смысл остановить свой выбор на модели сверхлегкого класса, даже если общая площадь участка довольно значительна. Небольшая ширина захвата делает такие мотокультиваторы мобильными и позволяет работать в узких междурядьях и труднодоступных местах Если размер одной грядки превышает 5 соток, а общая площадь участка от 10 до 25 соток, целесообразно использовать технику легкого класса. Она менее маневренна, но более производительна.
Если земли больше, скажем, 25-50 соток, то выбор за-висит от структуры участка. Если территория разбита на грядки соток по 10, то оптимальными также оказываются легкие культиваторы. Если те же 25-50 соток используются под одну-две культуры (например, картофель и кукурузу), то нужен культиватор среднего класса.
Для обработки поля площадью больше 50 соток (0,5 гектара) нужен тяжелый мотокультиватор или мотоблок, который можно дополнительно оснастить навесными устройствам. Единственный вид работы, для которой такой мотоблок не подходит, — прополка. Поэтому идеальное сочетание для подобных хозяйств — два мотоблока: тяжелый для выполнения основных работ и сверхлегкий для прополки.

УСТРОЙСТВО И ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ КУЛЬТИВАТОРОВ

ДВИГАТЕЛЬ
Большинство современных мотокультиваторов оснащены 4-тактными двигателями. Двухтактные встречаются только на сверхлегких культиваторах, потому что при равной мощности они почти в два раза легче. К тому же они проще устроены и поэтому дешевле. Но, к сожалению, принцип работы «двухтактников» предполагает значительный расход топлива. В отличие от «четырехтактников», у которых рабочий ход, выпуск, заполнение цилин дра рабочей средой и сжатие четко разделены и сменяются, когда поршень находится в верхней или нижней точке, у двухтактных процессы выхлопа и подачи новой смеси происходят одновременно. В конце рабочего хода в цилиндре открываются выпускные окна, куда вылетают выхлопные газы (но не все, часть остается), и одновременно с ними продувочные окна, через которые под давлением впрыскивается новая смесь из картера. При этом часть смеси успевает вылететь в выпускные. Кроме того, так как топливо постоянно промывает картер, масло приходится добавлять прямо в бензин. Следовательно, оно и сгорает вместе с бензином, усложняя «букет» выхлопных газов.
Этого недостатка лишены 4-тактные двигатели, они работают на чистом бензине, а масло заливается в картер и не расходуется. Они намного экономичнее и экологичнее 2-тактных. Но если культиватор предстоит использовать на косогорах, следует обратить внимание на возможность его эксплуатации при различных углах наклона. Большинство 4-тактных моторов могут работать при наклоне не более 15 градусов. Это связано с особенностью классической системы смазки — разбрызгиванием. Хотя современные модели оснащаются масляными насосами, обеспечивающими надежную смазку при любых углах наклона.
ТРАНСМИССИЯ
Важнейшие характеристики, определяющие удобство работы, надежность и даже компоновку, — тип сцепления и трансмиссии. В редукторах в основном используют цепную или чер-вячную передачу; очень редко применяют клиноременную (в самых дешевых культиваторах малой мощности). Цепь и червячный редуктор располагаются внутри прочного, герметичного, заполненного маслом корпуса и работают безотказно. Выбор между ними определяется в первую очередь расположением коленвала двигателя. Если он горизонтален, то применяют цепную передачу, если вертикален, то необходим червячный редуктор, поворачивающий ось вращения на 90 градусов.
Мотокультиваторы с вертикальным валом двигателя легче и компактнее, но у них есть свои недостатки. Во-первых, двигатели с вертикальным валом дороже из-за сложности системы смазки. Во-вторых, у червячной передачи потери на трение намного больше, чем у цепной. В-третьих, она обладает эффектом самоторможения. Входной вал (со стороны двигателя) способен ее повернуть, а выходной (со стороны колес) — нет. То есть если тянуть или толкать мотокультиватор, фрезы (или колеса) не будут проворачиваться. Его можно передвинуть только на дополнительных транспчных колесах, так как тащить юзом агрегат, цепляющийся фезами за землю, не каждому под силу.
Некоторые тяжелые культиваторы и мотоблоки, оснащенные коробкой передач и валом отбора мощности, имеют не цепную, а зубчатую передачу. Сцепление обычно применяют либо с выжимной муфтой (почти как на автомобиле), либо ременное с натяжным роликом. На сверхлегких культиваторах изредка встречается центробежное сцепление, как на бензопиле. На моделях с вертикальным валом двигателя ставят сцепление с муфтой. На культиваторах с классической компоновкой — и то, и другое. Легкие или недорогие модели, как правило, оснащают натяжным роликом. В тяжелых культиваторах, предназначенных для долговременной профессиональной эксплуатации, используют только муфту.
Очень желательно, чтобы у культиватора был задний ход. Легкие и сверхлегкие модели его лишены, но оборудованы ручками, чтобы было удобно поднимать культиватор и разворачивать в нужном направлении. Хорошо, если у машины две и более передние передачи, так как его эксплуатационные возможности в этом случае существенно расширяются.
ПОЧВОФРЕЗЫ
Основным рабочим инструментом являются фрезы У большинства моделей они выполнены в виде двух, четырех или шести легкосъемных секций. Меняя их количество, подбирают требуемую ширину обработки.
В зависимости от условий работы ставят разное количество секций. Если грунт тяжелый, глинистый, если предстоит поднимать целину или «реанимировать» заброшенный участок, то ставят поменьше. Глубину обработки задает регулируемый сошник — прочная металлическая полоса, вертикально закрепляемая в задней части культиватора. Максимальную глубину обработки определяет диаметр фрез.
Вращающиеся фрезы очень опасны, в них может попасть нога или край одежды. Поэтому культиваторы обязательно должны быть оборудованы щитком, который заодно не позволяет фрезам раскидывать комья земли. Особо внимательным нужно быть при обработке твердой почвы, фрезы могут резко дернуть культиватор вперед или опрокинуть В этом случае надо не пытаться удержать его, напрягая все силы, а отпустить руки с рукояток газа и сцепления для экстренной остановки вращения рабочего механизма. Некоторые современные модели оснащены рычагом аварийной остановки, который не только выключает сцепление, но и глушит двигатель.

НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Помимо стандартных фрез культиваторы оснащают целым рядом навесного оборудования, существенно расширяющего их возможности. Эти дополнительные инструменты продаются отдельно, поэтому при выборе надо сравнивать не только параметры, но и комплектацию, и совместимость с доступным оборудованием. Перечислим наиболее распространенное оборудование.
ТРАНСПОРТНОЕ КОЛЕСО (КОЛЕСА)
Они облегчают перевозку и могут заменять сошник Обычно они входят в комплект, но если штатно предусмотрены пневматические колеса, транспортные отсутствуют.
КОЛЕСА С ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ ШИНАМИ
Их надевают вместо фрез. Применяются при использовании навесного оборудования и прицепа.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОЛЕСА С ГРУНТОЗАЦЕПАМИ
Сложность пахоты мотоблоком заключается в его малом весе и, как следствие, в малом тяговом усилии. Для его увеличения используются специальные металлические колеса с грунтозацепами. Они значительно тяжелее резиновых, а большие редкие грунтозацепы не забиваются землей во время движения.
ЦЕПИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ НА КОЛЕСА
Предназначены для той же цели — увеличения тягового усилия, но менее эффективны. Зато дешевы и компактны, их удобно хранить. ГРУЗЫ ДЛЯ КОЛЕС
Если веса мотоблока все же недостаточно для обеспечения большого тягового усилия, то его можно утяжелить дополнительными «гирями».
ПЛУГ
Необходим тем, кто выращивает картофель. В зависимости от конструкции плуга отвал земли может быть на одну или на две стороны. Хорошо изготовленный и правильно настроенный плуг сам заглубляется во время движения.
БОРОНА
После вспашки остаются огромные комья земли. Их необходимо разбить и разровнять. Для этого и предназначена борона, дисковая или пальчиковая (с зубьями). Первая разрезает крупные комья на относительно тонкие пласты; вторая разрыхляет эту «нарезку», наводя «финальный блеск»
ОКУЧНИК (ПЛУГ-ОКУЧНИК)
Это плуг с V-образным лемехом. С его помощью делают борозды для посева овощей (картофеля, фасоли, гороха, лука) и окучивают картофель после посадки.
КАРТОФЕЛЕКОПАТЕЛЬ
Процесс выкапывания картофеля — самый тяжелый этап сельскохозяйственных работ. Теоретически можно выкопать его плугом, но работа с ним тяжела, к тому же слишком велик «процент брака», часть урожая неминуемо будет повреждена. Оптимальный вариант — специальный картофелекопатель. Он приподнимает почву вместе с корнеплодами, земля осыпается, а «еда» остается на поверхности.
КОСИЛКА
Мотоблоком не только обрабатывают почву, но и косят траву. Для этого разработаны два типа косилок: ножевые и роторные. Роторные эффективнее, но и опаснее. Ножевые более маневренны, ими удобнее косить между деревьев и кустов. В зависимости от регулировки высоты скашиваемой травы косилки условно делят на сенокосилки и газонокосилки.
АЭРАТОР
Прокалывает отверстия в грунте, чтобы обеспечить доступ кислорода, влаги и удобрений к корням газонной травы.
РОТОРНАЯ ЩЕТКА
Насадка, позволяющая быстро и эффективно подмести большую территорию (как асфальтовые дорожки, так и газон, надо только по-разному отрегулировать высоту). Также она эффективна в борьбе со свежевыпавшим снегом.
НОЖ-ОТВАЛ (БУЛЬДОЗЕРНЫЙ НОЖ)
Иной раз нужно передвинуть груду песка или снежный сугроб, снять слой почвы, а нечем. Под рукой только лопата, а махать ею долго и утомительно. Хорошо владельцу тяжелого мотоблока — у него есть возможность навесить нож-отвал. Конечно, настоящий бульдозер не получится, вес слишком мал. Но с небольшими кучами справиться можно вполне.
ШНЕКОРОТОРНЫЙ СНЕГОУБОРЩИК
Когда снега много, щетка и отвал не спасут, нужно что-то более эффективное. Для таких задач пригодится специальный шнекороторный снегоуборщик. Зубастый шнек перемалывает даже слежавшиеся и обледеневшие сугробы, отбрасывая «объедки» в сторону на расстояние до 20 м.
ПРИЦЕП
Для перевозки грузов к мотоблоку присоединяют тележку грузоподъемностью до 500 кг. Кузов у них, как правило, самосвальный или опрокидывающийся. Некоторые тележки снабжены тормозами, а иногда и светотехникой.



По материалам www.mastercity.ru
 
КАК ВЫБРАТЬ?
ПОЧЕМУ LAKMUS?
LAKMUS ЛАБОРАТОРИЯ
СТАТЬИ И СОВЕТЫ
Текущий курс:
Наличный .....26.98
Безналичный .....28.48
Межгород .....26.98
Платежные карты .....26.98
Внимание !
Уважаемые клиенты, обращаем Ваше внимание, что оплата товаров в нашем магазине не может производиться переводом на частное лицо.
 
 

Все права защищены. © 2006 Lakmus.ua, Украина, Киев, +38(044)492-13-80